Конкурс – это праздник или работа? На этот вопрос постарались ответить участники предыдущих конкурсов профессионального мастерства на семинаре, посвященном подготовке к окружному этапу областного конкурса профессионального мастерства работников сферы дополнительного образования «Сердце отдаю детям». Семинар, организованный методической службой СП ДТДиМ, прошел 22 ноября 2024 года, в работе которого приняли участие будущие участники конкурса, педагоги дополнительного образования, старшие методисты, методисты, педагоги-организаторы.
Открыла встречу единомышленников Л.Л.Крылова, методист СП ДТДиМ ГБОУ СОШ № 14 г.о. Сызрань. Тема ее выступления «Участие в конкурсах педагогического мастерства – повышение профессиональной компетентности педагога». По словам методиста, участие в конкурсах определяется следующими характеристиками: открытостью новому, поддержкой инноваций; доверием и сотрудничеством на всех уровнях; демократическим стилем управления; организацией обучения педагогов и высоким профессиональным общением. Конкурсы профессионального мастерства нацелены на повышение роли дополнительного образования детей в творческом развитии, профессиональном становлении педагогов, а также на совершенствовании деятельности педагогических работников дополнительного образования.
Одним из важных материалов для конкурсного отбора является «Визитная карточка» участника. О том, как подготовить «Визитку» рассказал педагог дополнительного образования О.А.Клабуков. В своем выступлении он отметил, что видеоматериал должен быть продолжительностью не более 5 минут, иметь качественное изображение и звучание, должен быть размещен в открытом доступе на сайте. В содержании видеоролика должна отражаться работа с детьми, их родителями, дополнительная общеобразовательная программа и ее воспитательный компонент. В завершение Олег Александрович продемонстрировал свою «Визитную карточку» и прокомментировал отдельные моменты.
Продолжила презентацию «Визитки» педагог дополнительного образования И.В. Гуничева. Она остановилась на увлечении рисовать с детства, о том, как это хобби переросло в профессию, как прививает интерес к изодеятельности своим обучающимся. Ирина Владимировна рекомендовала во время записи видеоролика использовать Деловой этикет – инструмент самопрезентации, построения отношений с аудиторией. Одно из основных современных требований к педагогу является умение выступать на педагогических советах, конференциях и т.д. Важно уметь себя правильно презентовать. Оказывается, публика на 60% воспринимает то, как мы выглядим, на 30% то, как мы говорим, и лишь на 10% то – что мы говорим. Таким образом, подготовка к выступлению одна из основных частей слагающих успеха при самопрезентации.
С методическими рекомендациями по оформлению электронного портфолио выступила старший методист ВПО «Щит» Д.Д.Фатхулина. Она подробно рассказала о документах, входящих в портфолио: скан-копию анкеты участника с подписью и печатью руководителя образовательной организации, цветной портретной фотографии в формате JPEG или PNG в высоком качестве. Все эти материалы размещаются в электронной анкете, включая видеоматериал «Визитная карточка», дополнительную общеобразовательную программу участника номинаций в виде ссылки на соответствующую страницу на официальном сайте образовательной организации.
Ее точку зрения поддержала старший методист М.Ш.Ризаева. По ее мнению, необходимо подготовить сведения о качестве реализации Программы участника, в наглядной форме представить анализ результативности за 3 года. Все эти документы направляются вместе с заявкой и решением органа управления образованием по итогам окружного этапа о выдвижении участников на конкурс.
Практической деятельностью на конкурсе станут «Групповое конкурсное испытание – импровизационный конкурс» и «Индивидуальное конкурсное испытание «Педагогическое многоборье». Практические задания разобрала и провела с участниками семинара И.А. Гришина – победитель XX областного конкурса профессионального мастерства «Сердце отдаю детям». Инна Анатольевна отметила особенности этих конкурсов – импровизационный конкурс нацелен на групповую совместную деятельность, а «Педагогическое многоборье» включает поэтапное выполнение каждым конкурсантом заданий по решению педагогических задач и педагогических ситуаций и публичное представление решений. Затем она поделилась раздаточным материалом с участниками обучающего семинара.
Об основных требованиях к участникам конкурса рассказала Е.Е. Каткова, заместитель руководителя СП ДТДиМ ГБОУ СОШ № 14 г.о. Сызрань, методист. В своем выступлении Елена Евгеньевна привела статистику участников областного конкурса, отметила, что изменилась форма проведения открытого занятия, в этом году оно будет проходить для группы обучающихся «Твой путь к самореализации и успеху» с целью мотивации детей на обучение по Программе, реализуемой конкурсантом. Педагог проводит открытое занятие с группой из 8 детей, неизвестных ему ранее. Продолжительность занятия – 30 минут. В заключение конкурсант осуществляет самоанализ проведенного занятия и отвечает на вопросы жюри.
По завершению обучающего семинара опытом работы по подготовке конкурсантов поделились старшие методисты О.В. Гундорова, Е.В. Поварова, О.А.Пономарева, Л.С. Барабанова, методисты М.Ф.Курицына, О.В.Акимова.
Подводя итоги семинара, методист Л.Л. Крылова отметила, что самым талантливым педагогам предоставляется возможность проявить себя на окружном этапе конкурса. Для того, чтобы помочь подготовить необходимые конкурсные материалы, подготовиться к самому публичному выступлению будут организованы коллективные консультации с участниками предыдущих конкурсов. Они расскажут о своём опыте, о своих неудачах, ошибках и, наоборот, о том, что у них получилось лучше всего. В конце декабря планируется проведение внутриучрежденческого конкурса «Сердце отдаю детям».
Конкурс – это праздник профессионального общения, профессионального и личностного роста педагогов, праздник дружбы и педагогического единения, которое открывает простор для педагогической мысли. Путь педагога к победе в конкурсе – это чрезвычайно трудная глубинная работа по преобразованию себя. Главное в педагогических состязаниях – педагог должен показать не обилие методических приемов, не разнообразие технических и компьютерных средств обучения, а самого себя, свой индивидуальный педагогический почерк, способных думать, рассуждать, увлекаться.
Следует отметить, что подготовка материалов для каждого конкурсанта является настоящей школой повышения квалификации, поскольку педагог в этот период наиболее интенсивно направляет свои усилия на осмысление и структурирование своего опыта. Для многих эта работа становится отправной точкой в плане профессионального роста, и как результат - в повышении своей квалификационной категории.
Автор: Л.Л.Крылова, методист