Во Дворце творчества детей и молодежи 30 марта 2023 года прошел семинар «Диагностика и мониторинг в дополнительном образовании детей».
Сегодня все чаще в качестве одного из требований к деятельности учреждений и детских объединений дополнительного образования называется результативность. Контроль, или проверка результатов обучения, является обязательным компонентом процесса обучения.
С темой «Диагностика результативности освоения общеобразовательной программы обучающимися детского объединения: проводим успешно и легко» выступил А.В. Жуков, педагог дополнительного образования отдела спорта, туризма и краеведения.
В своем выступлении он поделился опытом освоения общеобразовательной общеразвивающей программы «Волшебный квадрат». По его мнению, диагностирование помогает рассматривать результаты в связи со способами их достижения, выявлять тенденции, динамику учебного процесса и его результатов.
О методиках для определения рейтинга результативности реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Чудо-мастерица» рассказала Н.В. Портнова, педагог дополнительного образования декоративно-прикладного отдела. Наталья Викторовна отметила, что для эффективности образовательного процесса необходимо проводить вводную, промежуточную, текущую и итоговую диагностику. По результатам проведенных методик выстраивается рейтинг – числовой показатель компетентности субъекта по заданной шкале. Таким образом, рейтинг можно выстроить по усвоению теоретического и практического материала, а также по выявлению творческой личности и развитию познавательного интереса.
С диагностическими методиками как эффективными технологиями в дополнительном образовании присутствующих познакомила Я.И. Трошина, педагог дополнительного образования социально-педагогического отдела. В практической части семинара она провела с педагогами методику для изучения степени социализации наших воспитанников.
Наряду с диагностикой знаний, умений и навыков педагог должен отслеживать воспитанность обучающихся. Об этом в своем выступлении «Воспитание – объект диагностики качества образования» поделилась мнением М.Ф. Курицына, старший методист декоративно-прикладного отдела. Она считает, что диагностирование включает проверку, оценивание, накопление статистических данных, их анализ, прогнозирование дальнейших способов педагогического взаимодействия педагога и обучающегося. Для практического задания она раздала методики диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению.
Регулярно проводимая диагностика складывается в Педагогический мониторинг - важнейший инструмент проверки и оценки эффективности внедряемого содержания образования. Тему «Педагогический мониторинг образовательного процесса в дополнительном образовании детей» раскрыла И.А. Курьянова, методист, педагог дополнительного образования. Ирина Анатольевна познакомила участников семинара с требованиями к аттестации педагогических работников, рассказала, как написать аналитическую справку по итогам мониторинга освоения обучающимися дополнительной общеобразовательной программы. В заключение семинара методистом Л.Л. Крыловой проведена рефлексия «Все в твоих руках», где на пальцах нарисованной ладони надо было высказать (написать) свое мнение:
- Большой палец – для меня было важным и интересным…
- Указательный – по этому вопросу я получил конкретную информацию…
- Средний – мне было трудно (мне не понравилось)…
- Безымянный – моя оценка психологической атмосферы…
- Мизинец – для меня было недостаточно
Желающие озвучили свою позицию.
Образное выражение сути мониторинга можно представить фразой: «Если образовательная программа – это компас, то мониторинг – это лоция в бурном море образовательной деятельности».
Методист Крылова Л.Л.